«Хорватия. Истрия. Немного информации о том, чего я не знала ДО поездки.»


Отправляясь в любую новую страну (и даже в новый регион уже известной страны) я всегда пристально читаю все отзывы и о стране в целом и о выбранном регионе. Перед поездкой в Хорватию я долго мучала Наталью — Natalina — о том, что в Хорватии пьют, едят, куда ездят, на чем ездят и что оттуда привезти в подарок.
Сухо изложу то, что мне помогло в ответах Натальи, и кое-что, что я почерпнула уже из своего визита в Хорватию.

Язык. Хорватский. В советские времена он назывался сербско-хорватским (о чем даже сообщает мне разговорник, выданный на работе коллегой). В принципе, в курортных местах понимают русский и английский, но... Английский все же в Хорватии не так хорош, как в Греции или Индии (к примеру), ибо на курортах Хорватии до сих пор больше немцев, чем англичан. Посему — если есть возможность купить разговорник, то все же не поленитесь, купите. Ибо тот факт, что хорватский близок к украинскому (ну, например, кофе на обоих языках — кава), иногда не спасает от забавных курьезов. То есть то, что звучит, с первого взгляда понятно, на деле может оказатсья совсем иным (вспоминаю словечко «грызя-грызя» из отзыва Романа и его жены из Н. Новгорода-))) Вот откуда мне было знать, что «бакарская водица» на поверку оказалась шампанским? А спросить было особо не у кого, хозяин магазина как-то пытался нам на пальцах объяснить вкус ликера-) это надо было видеть, как он нам рассказывал, что ликер горький. Но в то же время и сладкий... В итоге что такое данная водица, нам рассказал гид-)
Когда я собиралась в Хорватию, коллеги мои, говорящие по-сербски (есть у нас в редакции таких.. человек пять), предупреждали меня что если уж берешься говорить по-хорватски, то не стоит допускать в речи сербские слова — а какие-то слова звучат одинаково по-сербски и по-русски. Но иначе по -хорватски. Так, например, приводилось слово «хлеб» - по-русски и по-сербски он — хлеб, по-хорватски — крух (kruh). И говорили мне — ой, Лена, лучше не экспериментируйте с хорватским, говорите по-английски, а то зачем Вам надо, чтобы официант при неправильном слове в тарелку плюнул? В общем, до такого идиотизма не доходило, и — славно, а то я слышала от тех, кто был в Хорватии раньше, что русских не любят. Может и не любили раньше — я спорить не буду. Сейчас — нормально к нам относятся. И русский язык стараются понимать изо всех сил!

Обмен валюты. Национальная валюта — куна. Осенью 2009 года курс колебался от 7,10 до 7,25 кун за одно евро. Некоторые обменные пункты берут комиссию за операцию в размере 3-4 процентов. Евро меняют без предъявления паспорта, доллары меняют ТОЛЬКО ПО ПАСПОРТУ. Да, иногда могут поменять и без документа, но.. это как бы.. не очень законно, и поменяют ли — зависит от доброжелательности человека в обменном пункте. У нас доллары были у Наташи, всякий раз у нее спрашивала в обменке (два раза он меняла без паспорта) — фамилию, страну и название отеля. Так что, чтобы не было накладок — везите или сразу евро с собой или ходите менять валюту с паспортом. В торговой сети кроме кун ничего не принимают. Это не Египет и не Доминикана, там с национальной валютой строго-)

Еда. Морепродукты — незабываемы! Как-то сели в «Зеленой лагуне» с Натальей пообедать, спросили у официанта: что лучше? Лазанья или спагетти с морепродуктами? Он ответил — рыба! Поржали про себя над ответом и выбрали: я — спагетти а-ля туна (с тунцом) , Наташа — лазанью. Порции — огромные! Все готовится быстро, все вкусно может, потому что конец сезона и народа мало?) Сидели еще пару раз в кафе другом в Зеленой Лагуне. Пили кофе и коктейли — тоже божественно! Ну правда — вкусно. И недорого. И .. душевно так.. как может быть душевно только в очень уютном месте... в славянской Европе.. Нет, я никогда не стеснялась, что я — русская, хотя русская я настолько условно, насколько может быть русской женщина, оба родители которой — из Оренбуржской области, в которой (области) перемешались ну все национальности СССР как в огромном котле. При этом мама у меня с латышскими корнями, а папенька - с мордовскими. Но меня в Европе везде принимают как мЭстную. Но вот в Хорвати подходит к нам мальчик в кафе и говорит — Гутен Абен. Я говорю (от души так) — Добрый дан! И он мне в ответ (не меняясь с лице) — Добрый дан! Я (понимая, что мальчик понял, что мы и не немцы и не хорваты — а может, сербы?) говорю ему: нам два каппучино, два коктейля молочных: с грушей и вишней. И что же мальчик? Да все понял! В общем, я получила удовольствие от того, что меня там понимают по-русски!
Еще раз оговорюсь — сдачу пытаются отдать всю, до последней куны. За две-три куны чаевых — благодарят. Никакой платы за обслуживание, уже заранее включенного в счет, как, например, в Египте, не встречала.

Пляжи Зеленой лагуны. А их практически и нету... Небольшая бетонная полоска у воды (лежать надо на матрасиках с поролоном или на полиуретановых ковриках — пенках) или на газоне. Пляжи у «Дельфина» гораздо больше и по ширине и по общей площади. Поэтому — можно обойти пляж Зеленой лагуны и углубиться в полуостров между Зеленой Лагуной и Дельфином. Да, там тоже не пляжи, а покатые полянки и камни у кромки воды. И спуски к воде иногда очень крутые, но! Иногда там встречаются ТАКИЕ естественные ВАННЫ для купания!!! Просто потрясающе! Но — именно там нужно быть в купальных тапочках и осторожными с детьми... Потому что с горы иногда в море можно банально сорваться.

Широко распространено мнение, что в Истрии много вещей итальянского производства. Знаете, очень многие эти вещи шьют там же — в Истрии, даже не просто в Истрии, а там же, где их и продают. Пока Наталья меняла валюту, я ходила по магазинчику и обнаружила и промышленную машинку с оверлоком — и даже не сильно кто-то отрицал, что мои штаны (я их тогда еще не купила, только меряла — но в итоге все же купила), сшиты там же.. в Одессе на Малой Арнаутской.. Штаны летние, тонкие, потом — через годик отчитаюсь, как они носились-)

Что пить в Истрии? Помните знаменитый, широко крутившийся по ТВ в начале 90-х годов ролик про истинный итальянский вкус «Амаретто Ди Саронно»? И этот ликер там тоже есть. Не пили-)
Друже мой лучший, когда я ему просигналила, что я направила стопы в Хорватию, сказал — а привези мне местного напитка, называется «Виньяк». Я ему вообще отовсюду местные алкогольные напитки таскаю, он потом на них год смотрит, подбирая компанию для из пития-))) Ну, прощено - привезла-) Женька его уже продегустировал в тесном рабочем коллективе, сказал, что очень похож сей напиток по вкусу на отечественный коньяк-) Не знаю, коньяк не пью, вкуса оценить не могу, но, думаю, для любителей коньяка — это хороший подарок из Хорватии с местным колоритом.
Вина. Долго приставала к Наталине на тему сладких вин. В итоге: «Мальвазия» мне встречалась там только сухая или полусухая. Правда, в меню кафе на пляже была и сладкая, но — в наличии ее не оказалось, посему — есть ли в природе сладкая или хотя бы полусладкая «Мальвазия» — не знаю. Зато мы нашли и продегустировали полусладкий «Мускат» - в таких же бутылках и того же производителя, что и у «Мальвазии». Вкусно.
Далее. Хорватия — это безграничный край ликеров! Виват! Это дело я люблю очень! Чуть-чуть ликера и МНОГО-МНОГО безалкогольной жидкости — такие коктейли я и потребляю по жизни. Что покупала и выпила там — ликер грушевый — Krushkovac – Крушковац. Даллее — в Порече в «Конзуме» приобрела ликер «Юлюшка» (очень меня веселило это название!), он грушево-сливовый, вкусный! В последний день увидела грушевый ликер Крушковац уже той фирмы, что и «Мальвазию» делает — на меду. Купила. Не пробовала. Стоит сейчас на шкафу (и будет там стоять, видимо, до второго пришествия марсиан - у меня все так же как и у Жеки: привезу, посмотрю, вздохну.. пить не с кем — ну и стоит он себе... годами). И уже в дьютике хапнула от жадности такой же вишневый ликер. Тоже загорает на полке. Еще этой же фирмы есть ореховый ликер — Ореховац. Думаю, что по вкусу он чем-то должен напоминать именитое «Амаретто»-))) Есть там еще один ликер - «Амаро». Вот про него нам и поясняли. Что он сладко-горький-) Я сначала подумала, что по вкусу он что-то типа «Амаретто», но продавец объяснил, что нет. Далее была непереводимая игра с заламывание рук и подниманием бровей. На черной этикеточке нарисованы почему-то цветы ванили. Короче, мы взяли по чуть-чуть в баре отеля, и я поняла, что ликер чем-то по вкусу похож на «Букет Молдовы» (или на «Мартини»), но настоянном на портвейне! Вкус странный. Но рекомендую — хороший ликер (намедни забегала ко мне Наталья — она взяла всех ликерчиков в маленький — 50—граммовых бутылочках. Теперь жалеет, что мало взяла!) К слову — именно она покупала и попробовала еще один ликер — Плешковац. Вот на нем честно было написано, что он горький-) посему я не рискнула. Но Наталья говорит, что вкусно. В общем, рай для алкоголиков, исповедующих любовь к сладким напиткам.

Брали один раз «Бакарску водицу». Я терпеть не могу сухое или полусухое советское (да и французское) шампанское. Пробовала я этого напитка много. Ибо любитель. Но — девушки как-то проголосовали ЗА покупку этого шампанского. Купили. Охладили в раковине. Я попробовала - а ничего, знаете ли! Может, потому, что «Бакарску водицу» не газируют специально и не приобретает она пузырьки в процессе брожения, а от того, что делают ее на минеральной воде, которая уже из под земли вытекает с газом (так о процессе изготовления напитка нам сказал гид)? Не знаю. Но пилось приятно.

Крепкие напитки типа водки есть тоже. Не пробовала — сие не пью.
Есть знаменитая сливовица — крепость в 45 градусов. Один раз, промокнув под дождем, с дуру взяли (не понимая, сколько там градусов).. слезу вышибли из нас эти 30 грамм!

По пляжу ходят местные дамы и предлагают скатерти с вышивкой. Красиво. Не купила — мне они для стола маловаты. Цена — примерно от 400 кун и ниже. Торг уместен.

Очень красивы были украшения из натуральных камней в Порече. Прекрасное ожерелье из бирюзы — 150 кун. Эх.. после того, как поездишь по странам и континентам, понимаешь, какое это безобразие — цены в МСК.
Очень большой выбор сумок из кожи. Девченки крутили и нюхали - вроде бы кожа. Цвета есть невообразимые (ну в Москве я не встречаю обычно цветов в полутона). Например — нежно-нежно сиреневые. И недорого — кун по 220-250.
Ну и югославская косметика, производства Словении. Я так поняла, что и чисто хорватская косметика в стране тоже есть — производства Загреба. Но видела загребское только мыло!

Колоссальный выбор меда. Я к меду равнодушна, но — не отметить, что там есть мед из чего угодно и со всем (инжир, орехи, абрикос и тд) не могу. Правда, иногда тоже понять тяжело из чего этот мед — ну какая пыльца какой травы была собрана пчелами-)

Очень много отдыхающих из Европы с собаками. Для меня рай — это когда вокруг много собак (сама собачница!), но кому-то может это и не понравится — когда собаки лежат на пляже... Но вообще собАки воспитанные (не чета моим!), лапу поднимают по команде, милы и терпеливы, ходят себе на поводочках и не лают. Один раз на вилле «Астра» наблюдала я картину: на крыльце виллы лежит большой такой лабрадор и лениво так следит за белкой, которая ходит у него почти под носом. Но — не трогает и даже не пугает. Знает, что нельзя...

Очень много лаванды. Запах лаванды буквально плывет в воздухе во многих местах.... И подушечки с сушеной травой — на каждом шагу... Я люблю этот запах...

На один день можно съездить в Венецию — если есть шенген. Эту экскурсию предлагают на каждом шагу...

Все! Высказалась! Всем — удачных поездок!
Елена
tury.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий